Трудности профессионального самоопределения подрастающего поколения
Главная / Новости / Новости ГБПОУ ВО "НМТ" / Трудности профессионального самоопределения подрастающего поколения
Дата публикации: 06.09.2021 00:00

Подростковый возраст это сложный период в жизни подростка, поэтому на родителей и педагогов возлагается ответственность за будущее обучающихся и за то, чтобы ребенок верно определил свой профессиональный жизненный путь. На выбор профессии влияет множество разных факторов: свои потребности, самооценка, способности ребёнка, мечты, состояние здоровья, темперамент интересы и другие. Выбор профессии - это сложный процесс, любая профессия -  сложный мир, где нужны годы обучения, адаптация, приспособление к множеству разных условий и факторов, поэтому перед выбором профессии необходимо заранее знать из каких профессий выбирать. Таким образом, незнание мира существующих профессий является трудностью и важнейшей проблемой профессионального самоопределения для современных подростков. Подросток должен не просто выбрать профессию, она должна ему нравиться, он должен учитывать потребности в профессии в том регионе, в котором он будет жить.

            Современное профессиональное самоопределение проходит двумя путями:

          -  процесс профессионального самоопределения, при котором индивидуально психологические особенности влияют на успешность профессионального становления. Через призму личностных особенностей строятся отношения с социумом в контексте профессионального развития. Этот путь профессионального развития более адекватный и приводит обучающегося к успеху в профессии.

            – процесс профессионального самоопределения, где учитываются лишь социально - психологические и соци альные факторы, а личностные особенности не доминируют. То есть профессиональный путь строится на стимуляции и внешней мотивации. Субъект в данном случае полу зависим от окру жающих в своем профессиональном становлении.

            Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности.

Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов:

  • зарождение профессиональных намерений в соответствии со своими личными потребностями и с общественными;
  •  целе направленное профессиональное обучение конкретной деятельности. На данном этапе происходит профессиональное самоопределение личности;
  •  вхождение в профессию. Это непосредственно знакомство со служебными обязанностями, с условиями труда, вхождение в коллективные отношения;
  •  реал изация проф ессиональных устремлений. Творческий подход, уровень мастерства, отношение к труду.

Ошибки совершаемые подростком применительно к проблеме профессионального самоопределения.

1 этап. Ошибка в том, что обуч ающийся изначально ищет учебное учреждение, в котором бы он хотел учиться, а только потом уже начинает выбирать профессию в данном заведении.

  • несвоевременность выбора. У подростков не хватает времени, чтобы осуществить выбор профессии.
  • ощущение отсутствия в необходимости выбора профессии у обучающегося. К примеру все родс твенники у подростка имеют профессию педагога, эта профессия является традицией. И родители наст аивают на сохр анности традиции, вопреки нежелания ребёнка двиг аться в данном направлении.

2 этап. Самооценка подростка при выборе профессии играет огромное значение. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.

3 этап. Сбор необходимой инфо рмации является важным этапом в принятии решения о выборе желаемой профессии. На данном этапе могут возникнуть сложности и ошибки, связанные с тремя причинами: влиянием сверстников, ролью семьи и личностными характеристиками.

4 этап. Ошибки связанные с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. Факторы, влияющие на выбор профессии:

  • - позиция сверстников. Иногда подр остки выбирают профессию «за компанию», либо по местоположению вуза или пред приятия; личные проф ессиональные пред почтения — то, что является потребностью подростка;
  • - позиция родителей. Часто родители побуждают подростка выбрать профессию по своему предпочтению;
  • - позиция учителей, которые тоже могут повлиять на выбор подростка своим авторитетом;
  • - спос обности заложены природой в человеке и их стоит развивать, с тем, чтобы они способствовали наилучшему выбору профессии;
  • - уровень притязаний. Часто подростки ориентированы на профессии высшей категории, «модные» или высокооплачиваемые, которые не соответствуют ни их внутреннему миру, ни способностям. В итоге происходит разочарование в ней...

            Важную роль в выборе профессии играет информированность, ведь у подростка на слуху и на виду выбор профессий небольшой. В мире профессий помогает сори ентироваться изучение профессиограмм, возрастает интерес к ранее неизвестным профессиям. Изби рательной направленностью, побуждающей заниматься опре деленной деят ельностью назы вается скло нность. В ее основе лежит желание усовершенствовать умения и навыки, связанные с этой проф ессиональной деят ельностью. Проф ориентация — это комплекс психолого-педа гогических мероприятий, напр авленных на опти мизацию процесса трудоустройства в соответствии с сфор мированными способностями, скло нностями, желаниями, а также с учетом потр ебностей в специальностях на рынке труда.

            Платон писал: «Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу также. Поэтому можно сделать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своими природными задатками».

Для правильного выбора профессии психология выделяет основные факторы:

  • Правильная самооценка подростка, его желаний, способностей, наклонностей, интересов, ограничений и возможностей;
  • Наличие начальных умений и знаний в области выбираемой профессии;
  • Умение трезво соотнести результаты самооценки со знаниями требований, которые предъявляют те или иные профессии. Правильная профориентация — один из главных показателей развития человека. Важным моментом профориентации является осведомленность о том, чем занимаются другие люди.

            Наиболее распространенными ошибками и трудностями у молодых людей и подростков при профотборе оказываются:

  • Руководство в выборе, основанное на информации из предвзятых или неверных источников информации;
  • Неверный анализ и систематизация получаемой информации о той или иной сфере деятельности;
  • Недооценка или переоценка отдельных индивидуально-психологических характеристик личности, неверная самооценка;
  • Неправильная оценка своих способностей, подмена их моральными качествами;
  • Ошибочное представление о возможностях освоения выбранной профессии;
  • Давление со стороны авторитетных для школьника и подростка людей, руководство при профориентации эмоциональной составляющей;- Наличие стереотипов;
  • Неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации;
  • Профориентация школьника на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация, подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию. Различные проблемы поведения и формирования подростков. Невозможность пройти тесты профориентации, проконсультироваться с психологом. Позиция родителей, сверстников, учителей.

            В заключении можно сделать вывод, что для детей подросткового возраста на первый план ставится задача правильного выбора профессии. Это сделать не просто, и поэтому на пути профессионального выбора подростка встречаются различные трудности, ошибки, которые нужно преодолевать, изучая мир профессий с более ранних лет и проходя различные тесты на профориентацию.

     Материал подготовила: методист Беспалова Н.А.

 


 


 

Дата публикации: 06.09.2021 00:00