Подростковый возраст это сложный период в жизни подростка, поэтому на родителей и педагогов возлагается ответственность за будущее обучающихся и за то, чтобы ребенок верно определил свой профессиональный жизненный путь. На выбор профессии влияет множество разных факторов: свои потребности, самооценка, способности ребёнка, мечты, состояние здоровья, темперамент интересы и другие. Выбор профессии - это сложный процесс, любая профессия - сложный мир, где нужны годы обучения, адаптация, приспособление к множеству разных условий и факторов, поэтому перед выбором профессии необходимо заранее знать из каких профессий выбирать. Таким образом, незнание мира существующих профессий является трудностью и важнейшей проблемой профессионального самоопределения для современных подростков. Подросток должен не просто выбрать профессию, она должна ему нравиться, он должен учитывать потребности в профессии в том регионе, в котором он будет жить.
Современное профессиональное самоопределение проходит двумя путями:
- процесс профессионального самоопределения, при котором индивидуально психологические особенности влияют на успешность профессионального становления. Через призму личностных особенностей строятся отношения с социумом в контексте профессионального развития. Этот путь профессионального развития более адекватный и приводит обучающегося к успеху в профессии.
– процесс профессионального самоопределения, где учитываются лишь социально - психологические и соци альные факторы, а личностные особенности не доминируют. То есть профессиональный путь строится на стимуляции и внешней мотивации. Субъект в данном случае полу зависим от окру жающих в своем профессиональном становлении.
Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности.
Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов:
Ошибки совершаемые подростком применительно к проблеме профессионального самоопределения.
1 этап. Ошибка в том, что обуч ающийся изначально ищет учебное учреждение, в котором бы он хотел учиться, а только потом уже начинает выбирать профессию в данном заведении.
2 этап. Самооценка подростка при выборе профессии играет огромное значение. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.
3 этап. Сбор необходимой инфо рмации является важным этапом в принятии решения о выборе желаемой профессии. На данном этапе могут возникнуть сложности и ошибки, связанные с тремя причинами: влиянием сверстников, ролью семьи и личностными характеристиками.
4 этап. Ошибки связанные с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. Факторы, влияющие на выбор профессии:
Важную роль в выборе профессии играет информированность, ведь у подростка на слуху и на виду выбор профессий небольшой. В мире профессий помогает сори ентироваться изучение профессиограмм, возрастает интерес к ранее неизвестным профессиям. Изби рательной направленностью, побуждающей заниматься опре деленной деят ельностью назы вается скло нность. В ее основе лежит желание усовершенствовать умения и навыки, связанные с этой проф ессиональной деят ельностью. Проф ориентация — это комплекс психолого-педа гогических мероприятий, напр авленных на опти мизацию процесса трудоустройства в соответствии с сфор мированными способностями, скло нностями, желаниями, а также с учетом потр ебностей в специальностях на рынке труда.
Платон писал: «Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, да и способности к тому или иному делу также. Поэтому можно сделать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своими природными задатками».
Для правильного выбора профессии психология выделяет основные факторы:
Наиболее распространенными ошибками и трудностями у молодых людей и подростков при профотборе оказываются:
В заключении можно сделать вывод, что для детей подросткового возраста на первый план ставится задача правильного выбора профессии. Это сделать не просто, и поэтому на пути профессионального выбора подростка встречаются различные трудности, ошибки, которые нужно преодолевать, изучая мир профессий с более ранних лет и проходя различные тесты на профориентацию.
Материал подготовила: методист Беспалова Н.А.